Бразилия 2015


Нам всем не хватает немного безумия

П. Коэльо

Теперь отправляемся в Бразилию, в другое полушарие сразу в двух смыслах - и в южное, и в западное. Бразилия - огромная страна, поэтому было две машины и самолет. На машинах было пройдено 500 + 1200км, это с учетом заезда в Аргентину. Первая точка - небольшой городок Фоз ду Игуасу, на границе Бразилии, Парагвая и Аргентины. Остановились в отеле Canzi Cataratas Hotel, но, увы, не можем его рекомендовать. На наш взгляд администрация отеля не уделяет достаточного внимания кулинарным способностям шеф-повара, а другие рестораны в пешей доступности отсутствуют.




Ирина Константиновна позирует на входе в парк птиц - известная местная достопримечательность. Здесь в естественных условиях обитает множество видов разнообразных птиц, собранных со всей планеты.




Фламиго. Некоторые птицы содержатся совсем свободно, некоторые - в огромных вольерах, в которые входят и посетители.




Лишь немногие отделены от посетителей сеткой, в частности вот эта - южноамериканская гарпия, самая крупная хищная птица. Выглядит устрашающе.




Королевский гриф, местный.




Эму, это из из Австралии.




Казуар, тоже из Австралии.




Павлин.




Все вольеры подписаны, так про эту милашку мы узнали, что зовут ее синелобый амазон.




Филин.




Тукан красавчик.




Ирина Константиновна разговаривает с красными ара. Попугаи слушают внимательно, но в руки не даются.




Еще несколько симпатичных пташек, названия их память не удержала.










Рыбки.




Нас влечет к себе наиболее известная местная достопримечательность - каскад водопадов Игуасу. Считается, что они входят в тройку крупнейших водопадов планеты. Река Игуасу разделяет Бразилию и Аргентину, и любоваться водопадами можно и с той, и с другой стороны. Аргентина у нас еще впереди, а пока смотрим со стороны Бразилии.






Это место называется Глотка Дьявола. Высота водопада где-то около ста метров.




Для туристов проложены специальные мостки. Фоткать трудно, поскольку в воздухе столбом стоит взвесь водяных капель.




Зато благодаря этому можно наблюдать красивую радугу.






Ирина Константиновна и буйство стихии.




А выше по течению благость, тишина и спокойствие. Плывешь себе, допустим, на утлой лодчонке и тут такой сюрприз.




Все это вместе - национальный парк Игуасу, охраняемая территория, вход платный. Всюду снуют местные зверушки - коати (они же носухи), выпрашивают еду у посетителей.




Но кормить их опасно, о чем предупреждают плакаты. Но и сами коати тоже не ждут милостей от природы - мы наблюдали в ресторане как они ловко и не слишком стесняясь таскают еду прямо со столиков зазевавшихся посетителей.




Еще из живности видели ящерицу.




И бабочек необычной расцветки.




А поблагодарить за все мы должны вот этого дядечку - это некто Frederico Engel, владелец первой гостинницы в Фоз ду Игуасу, пионер и популяризатор этого городка как туристического места. Было это в начале XX века.




А это уже другая река - Парана, которая разделяет Бразилию и Парагвай.




Мост Дружбы между Бразилией и Парагваем. Пересечение границы полностью халявное - не ставят даже штамп в паспорте, его даже не спрашивают.




Вот, говорят, Парагвай - бедное государство, а издали выглядит вполне презентабельно. Знакомиться ближе мы не стали, поскольку при ренте авто нас предупредили и заставили подписать бумагу, что в Парагвай выезжать нельзя; и было подозрение, что в машине спрятан GPS маяк, по которому Hertz пасет наши перемещения.




Точка, где сходятся границы трех государств, здесь Игуасу (слева) впадает в Парану (справа). Справа Парагвай, слева, на другом берегу, Аргентина, а мы, соответственно, в Бразилии.




По этому поводу здесь же установлена стелла которая называется "Монумент трех друзей" (насколько мы смогли перевести с португальского). В прошлом эти страны довольно много и весьма кровопролитно воевали друг с другом, но теперь замирились.




Аналогичного назначения мемориал есть и на аргентинском берегу.




И на парагвайском. Последнему особенно не повезло в тех войнах, в их результате мужское население погибло почти полностью, а страна и по сю пору - беднейшее государство американского континента.




Вместо воробьев в Бразилии вот такие птички (а голуби такие же как у нас).




Следующее место - гидроэлектростанция Итайпу на реке Парана. До 2007 года она была крупнейшей в мире, но потом китайцы построили где-то у себя более мощную, теперь вторая. С оружием сюда нельзя (а вообще в Бразилии - можно, здесь свободное ношение оружия).




С режимом посещения на электростанции вообще все непросто. Выдают специальную обувь.




Ну и в целом проверяют, не таятся ли под обаятельной внешностью недружественные намерения.




При электростанциии разбит сад, где каждое деревце высажено каким-то известным (в Бразилии, не нам) человеком о чем имеются соответствующие таблички. Нечто похожее мы видели в Китае, Сад Благочестивых Фикусов. Побродили меж табличек - ни одного знакомого имени не нашли. Справедливости ради, знакомых нам бразильцев немного. Лично я знаю единственного - Пауло Коэльо, Ирина Константиновна может назвать еще несколько футболистов. Медитация помогла вспомнить еще Жоржа Амаду.




Собс-но, сама электростанция. Течение реки разбито на несколько рукавов.






Вход в одну из секций. Электростанция построена на границе двух стран и принадлежит им в равных долях. Поэтому везде и словечко такое - Binational.




Внутри можно снимать постапокалиптические фильмы.








На крыше. Полная высота здания, если мне не изменяет память - 192 метра. А высота падения воды около ста метров. Интересно промаркированы лифты внутри - на кнопках указаны не этажи, а высота в метрах.




Вид на Парану сверху. Это сторона, что вниз по течению.




А с другой стороны, выше по течению река выглядит как бескрайнее море. Говорят, при строительстве электростанции был затоплен водопад на Паране, еще более масштабный, чем Игуасу.




Центральный пульт управления. Он тоже разделен на две части - бразильскую и парагвайскую.




Желтая линия на полу - государственная граница. Ирина Константиновна одной ногой в Бразилии, другой в Парагвае.




Машинный зал. Генераторы под оранжевыми кругами на полу.




А ниже можно посмотреть на вращающийся вал генератора.




Есть и инструкция по сборке, по типу конструктора "собери сам".




Улетаем из Фоз ду Игуасу, впереди Сан-Паулу и следом Рио-де-Жанейро. В аэропорту привлекла внимание женская фигура в стеклянном аквариуме. Выяснилось, что это британская певица Эми Уайнхаус, которая, вообще-то, уже умерла, и мало того - от передозировки наркотиками. То есть это как бы памятник, мемориал. Какое отношение британская певица имеет к провинциальному бразильскому аэропорту, и бывала ли она вообще в Бразилии, не разъясняется.




В Рио остановились в аппартаментах La Reserve. В Бразилии очень много аппартаментов представлено на букинге, в других странах я такого не видел. Еще бы они правильно адрес и местоположение на карте указывали... А то мы прибыли глубокой ночью и потратили достаточно много времени на поиски, ибо неправильно было указано и то, и другое. Тут еще надо учесть, что практически никто в Бразилии не говорит ни на одном языке, кроме португальского. Но условия шикарные при разумной стоимости.




Вид из окна. У нас, как мы поняли, благополучный, богатый район. Правда, довольно далеко от центра.






Ирина Константиновна наслаждается.




Столовались мы, в основном, в близлежащем ресторане, попробовали практически все меню. Кормят очень достойно, но цены заметно выше московских. Бразилия, наверное, первая страна, где цены оказались выше московских.




Пляж, Атлантический океан. Волнение довольно сильное, но в воду зайти можно. Кроме Ирины Константиновны смотреть там нечего.




Поэтому отправляемся утолять духовный голод. Едем на гору Сахарная Голова. Высота горы 396 метров, это самая высокая точка Рио-де-Жанейро.




На гору проложена канатная дорога.




Гору используют альпинисты для восхождений. Бразильцы, как мы еще увидим, очень спортивные ребята.




И с современным искусством в Бразилии все в порядке - например, на горе стоит вот вот такая фигура, написано - Гуанабара (это название бухты, где расположен Рио). Всякий предмет концептуального искусства нуждается в разъяснении, и оно представлено на табличке. Указано, что юбка особы олицетворяет волны, изгибы фигуры - пляжи, груди - горы, волосы - леса, ну и прочие части тела исполнены глубокого смысла.




Еще из примеров современного искусства. Тут, правда, без разъяснений, но мы уже и сами начали понимать.




А вот Гуанабара из Сан Паулу.




Сверху открываются прекрасные виды города.








Аэропорт (один из двух), он в Рио в центре города. А на заднем плане мост Rio Niteroi через бухту Гуанабара, он какой-то невообразимой длины, под 15 километров.




А поблагодарить за все мы должны дядечку, с которым Ирина Константиновна фамильярно обнимается. Видимо, это и есть Аугусто Рамос, инженер, который в 1908 спроекировал канатную дорогу на Сахарную Голову.




Представлен и первый вариант вагончика.




Памятников в Бразилии много. И некоторые имеют довольно-таки странную композицию.




Рио-де-Жанейро город контрастов. Фавелы.




Прогулка по историческому центру. Церковь Богоматери Candelria, XVIII век. В новые времена прославилась также полицейской расправой в 1993.






Внутри.




Еще к вопросу о странных памятниках.




Или вот еще. Это фрагмент большой композиции, но в целом она ничуть не более понятна.




Народ в Рио невзыскательный в выборе места ночлега.




Остров Фискал, на нем выстроен красивый готический дворец в котором, в соответствии с названием, располагается таможенная служба.




Монастырь и церковь Ду Карму, самая старая церковь в Бразилии, XVI век.




Церковь действующая, внутри очень красиво.




Иконы в католицизме не приняты, вместо них трехмерные, объемные фигуры святых.




Дворец Тирадентис; ранее здание Национального Конгреса, а теперь - Законодательного собрания Рио-де-Жанейро. Построен в 1926 на месте бывшей тюрьмы, где томился некто Тирадентис, национальный герой Бразилии. В Бразилии, судя по памятникам и мемориальным табличкам, огромное количество национальных героев.




Внутрь пройти можно, но не всюду, а только в некоторые помещения и только с сопровождающим.




Зал парламента. Заседания здесь проходили до 1960, когда столица переехала в Бразилу.




Ирина Константиновна в парламентской библиотеке. Библиотека действующая, рядом какой-то депутат получал книги, взирал на нас с интересом.




Исторический центр Рио - понятие очень условное. Он почти весь застроен современными колосами из стекла и бетона, от истории сохранилось буквально несколько значимых зданий среди множества небоскребов.




Уличные артисты. Выскакивают на дорогу, пока светофор красный, что дико раздражает.




Еще уличное представление. Нам в сути происходящего разобраться не удалось, но народ смеется.




В Рио-де-Жанейро есть метро, две линии. Издали очень похоже на московское (вблизи мы не сравнивали).




Муниципальный театр Рио-де-Жанейро, опять же, в окружении небоскребов. Путеводитель пишет, что это точная копия французского Paris Opera.




Рядом национальная библиотека Бразилии.




Акведук Кариока, построен в середине XVIII века с целью обеспечения города водой. В настоящее время по нему ходит старинный трамвай Санта-Тереза.




Район Санта-Тереза, по которому и ходит тот трамвай. Когда-то считался аристократическим, но ныне потерял этот статус. И публика в районе (даже так - "на районе") вид имеет не аристократический, а скорее бандитский. "Эй, пацан, слышь, поди сюда" - мы делали вид, что не понимаем, судорожно сжимая в кармане газовый балончик.




Одно из самых необычных сооружений Рио-де-Жанейро - католический кафедральный собор Сан-Себастьяна. Путеводитель пишет, что по задумке архитектора церковь должна напоминать пирамиду майя (казалось бы, где Бразилия, а где майя?), но еще больше она напоминает гигантскую доменную печь.




Внутри впечатление не менее футуристическое.






Необычный дом без окон.




Самая известная достопримечательность Рио, вошедшая в новый список семи чудес света - статуя Христа Искупителя на горе Корковаду, добрались и до нее. Причем, нам пришлось ездить на Корковаду дважды - первый раз низкая облачность скрывала монумент.




Высота Корковаду чуток поменьше, чем Сахарной Головы, но и отсюда прекрасные виды на город.




Народу на горе уйма. Вход, понятно, платный.




Под статуей есть небольшая часовенка, принимают пожертвования.




В лесу Корковаду увидели, наконец, диких обезьян.




О главном. Пьют в Бразилии кашасу, в каком-то смысле это один из символов Бразилии. По генезису это продукт перегонки забродивнего сока сахарного тростника, производится с начала времен колонизации. Крепость 38-41 градус. Википедия утверждает, что 39-40, но мы видели и более крепкие, и более слабые сорта. Какой-либо даты или персоны, причастной к началу производства установить не удалось; технология развивалась и совершенствовалась многими людьми в течение столетий, то есть напиток истинно народный. Различают молодую (прозрачную) и выдержаную кашасу. Выдерживается кашаса в дубовых бочках около года, такую кашасу называют золотой, а премиум сорта - три года и более. В продаже присутствуют десятки сортов кашасы, видели цены от 7 до 120 реалов (для перевода в рубли умножать на 20). Молодая кашаса по вкусу не слишком хороша, но золотая пользовалась заслуженной популярностью среди членов экспедиции, некоторые сорта представлены на фотке.




Натюрморт с кашасой, еще один сорт, этот пришелся нам по вкусу более других. Кстати, мы посмотрели в словаре, Soledade по португальски означает одиночество. Есть популярные номерные сорта, например 51, 88, но они нам не понравились.




Еще один исконно бразильский напиток - кайпиринья. Это алкогольный коктейль, состоящий из кашасы, сока лайма, льда и сахара. То есть, по сути один из вариантов дайкири. Мы не большие любители коктейлей, но в жару идет хорошо.




Натюрморт с маракуйей. Нам казалось, что в юго-восточной Азии за маракуйю выдается совсем другой фрукт, но бразильцам явно виднее, маракуйя родом отсюда. Внутри кисло-сладкая желеобразная масса, которую следует есть, вычерпывая ложечкой.




Посетили парк культуры и отдыха Lage. Является частью нацпарка Тиджука. Оставляет ощущение остатков забытой в джунглях древней цивилизации.












Как обычно, нельзя без памятника - безымянному художнику... или поэту - он что-то пишет в воздухе (в парке нечто вроде школы искусств).




Ирина Константивна объясняет правила техники безопасности.




А здесь - как правильно пить кашасу. Народ слушает завороженно.




Следующая местная достопримечательность - форт Копакабана.




Форт почти современный - начала XX века, и потому приземистый и не слишком зрелишный.






В форте организован музей.






Тем не менее, в форте и сейчас располагается военная часть, территорию охраняют настояшие солдаты. Запутавшись в помещениях, мы случайно зашли к ним в столовую.




Яма для роллеров (возможно это штука имеет какое-то специальное название, мы, силу слабого знакомства с предметом, не в курсе). Это еще небольшая, а рядом похожая яма с отвесными стенками для роллеров экстремалов.




А здесь тренируются качки с каменными штангами.




Почтовый ящик.




Так называемый "рынок хиппи". Продают фенечки и всякие интересные штучки кустарного производства.










Знаковая достопримечательность Рио - т.н. лестница Селарона. Хорхе Селарон, чилийский художник, начиная с 1990 года, выкладывал одну за другой плитки на ступенях лестницы у своего дома. Сначала это было небольшим культурным проектом, который достиг масштабов навязчивой идеи. Путеводитель пишет, что длинна лестницы 125 м.




"Жизнь в фавеле - это искусство..." Плохо видно, но там рядом "Автопортрет в шляпе" Ван Гога. Ну не прелесть ли?




Изначально плитки искались на мусорных площадках города, а затем желающие стали привозить их со всего мира.














Разглядывать картинки можно часами. Долго искали хоть одну плитку с родины, попадались диковинные страны - Суринам, Майори, уже вовсе отчаялись, но нашли!




Лестница - место тусовок неформальной молодежи.




Следующая поездка в небольшой городок Нитерой на противоположном берегу бухты Гуанабара. Смотрим с горы из городского парка Нитероя, в дымке на другом берегу виден Рио-де-Жанейро, Сахарная Голова, Корковаду (статую Христа на таком расстоянии уже не разглядеть).




На горе, как обычно, памятник. Как явствует из таблички, это некто Шри Ченмой, неоиндуистский проповедник. Какое он имеет отношение к Нитерою и вообще к Бразилии, википедия опять молчит.




Гору используют парапланеристы (хотя не уверен, что этот вид спорта так называется) для стартов. С двух сторон оборудованы площадки (видимо, для разных направлений воздушного потока) без ограждений с которых можно прыгнуть прямо навстречу ветру. Правда, молодой парень на фотке так и не решился - с видом профессионала он, поплевав на руки, расправил парашют, минут пятнадцать покачивался на носках, поглядывая на небо и как бы выбирая подходящий порыв ветра - публика это время с замиранием сердца за ним следила. А затем сложил парашют и позорно ушел.




А вот второй - взрослый толстый дядька прыгнул.




И кружился очень долго; мы, собс-но, ушли так и не дождавшись приземления, может он до сих пор там летает, ловя восходящие потоки воздуха.




Поехали смотреть форт Санта Круз близ Нитероя, но нас туда не пустили. В форте действующая военная часть, ограничились наружным осмотром.








Зато рядом обнаружили кактус, на листьях которого путешественики оставляют свои имена; среди множества нашли единственное имя кирилицей. Естествено, Ирина Константиновна не могла не увековечиться.




Не только мы фотографируем.




Необычное здание музея современного искусства в Нитерое. Закрыт до сентября.




Живописный остров Boa Viagem. На него нас, правда, не пустили - сегодня, видимо, у нас день закрытых дверей.




Еще, чем может похвастаться Бразилия - уличное граффити. Считается, что сейчас уже не США, а Бразилия является центром культуры граффити, в первую очередь Сан Паулу. И граффити, действительно, хватает. Проезжая по улице мы как-то видели даже школу граффити. Несколько фоток из разных мест.














Ирина Константиновна удивляется.




Прошаемся с Рио и едем в Сан Паулу. Сан Паулу - крупный промышленный город (18 млн), расположенный на высоте 800 метров, а плюс к тому на 400 км южнее (а поскольку южное полушарие, то это значит ближе к полюсу). Поэтому погода тут так себе.






Кафедральный собор Сан Паулу. Собор на этом месте существовал с XVI века, но то здание полностью разрушено; а ныне существующее относительно новое, начала XX века. Готический вид - стилизация под средние века.






Вход очень похож на парижский Нотр Дам.




Внутри идет служба.




Священник.




Интересно выглядят светофоры вокруг собора.




Дом с гитарами.




Интервью какого-то местного, видимо, политика. Ни черта не понятно, но говорит так экспресивно - завораживает.




Попадаются и другие колоритные личности.




Муниципальный театр Сан Паулу. Тоже построен по образцу парижского Гранд Опера.




Мясная лавка. Если присмотреться, цены заметно ниже, чем в Москве.




Церковь Санта Круз.




Внутри занимательная фигура - чернокожий Исус.




Японский квартал. В Сан Паулу проживает самая большая в Южной Америке японская диаспора.






Здесь все японское, даже светофоры.




На этом прощаемся и покидаем Бразилию. Как обычно, приложение для самостоятельно путешествующих - наш kml файл по Бразилии:

БразилияБразилия


©sz36 Авторские права принадлежат, вестимо, автору