Мир под углом 40 градусов

Гоа 2007/2008

Сидели как-то Шива с Парвати на высокой горе и спрашивает Парвати сдуру:
- Слушай, Шива, а чего это люди все так страдают?
- Это потому, что они желают страданий, - Отвечал Шива.
- Но как сделать, чтобы они не желали страданий?
- Да просто не желать, но ты же знаешь этих пассажиров, им хрен что объяснишь!
- А ты, о Шива, попробуй.
- Да чего тут пробовать, я им уже и Веды, и Упанишады, и Сутры всякие посылал, а толку - что с козла молока, они из всего норовят религию сделать,- устало сказал Шива

Ра-Хари

Гоа - маленький (самый маленький) индийский штат, расположенный на юго-западе, на побережье Аравийского моря. Отделен от остальной части Индии горами Гхатами, что создает особую климатическую зону с райской погодой. И в отличие от остальной Индии, которая когда-то была английской колонией, и сравнительно давно обрела независимость, Гоа был колонией португальской и вошел в состав Индии совсем недавно (Дж. Неру ввел туда войска в 1961, формально признан в 1974). Уклад жизни в Гоа, по сравнению с остальной частью Индии, заметно европеизирован и сильно отличается от других штатов. Почти пять веков португальского владычества оставили заметный след.

По следам португальцев отправились и мы с Викторией Николаевной. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Прилетели.



Виктория Николаевна на пляже. Бурная радость. И есть повод: температура +34! Вода +28! И это конец декабря! Говорят, летом, в сезон дождей, тут даже попрохладнее.





Есть и символы зимы, в частности Снеговик с подарками (слева). Мы, правда, привыкли, что с подарками должен быть Дед Мороз (или, в крайнем случае Санта-Клаус), ну да откуда индийцам это знать. Фаллический символ справа тоже как-то связан с Новым Годом, к сожалению, его происхождение выяснить не удалось. Но выглядит жизнеутверждающе. На заднем плане, собс-но, наш отель.



Так индийцы сушат свежепойманую рыбу. Прямо на пляже. Но в ресторанах воблы нет - мы неоднократно пытались и словами объяснить, и жестами, и пиво показывали, и даже приносили официантам образец, украденный из этой кучи - не помогло. То ли нас понять не могли, то ли им в голову не приходит, что это может кто-то есть в ресторане.



Ездили в заповедник Бхагаван Махавир. Заповедник находится в джунглях, в предгорьях Западных Гхат. Почва в Гоа чрезвычайно богата солями железа (руду добывают на каждом шагу), поэтому и дорога красная, и вообще все в Гоа засыпано красноватой пылью. Зато пластмассовая жизнь заканчивается за шлагбаумом (надпись на въезде: "Зона без пластика"), бутылки при въезде отбирают.



Добраться в заповедник можно только на джипах. На самом деле дорога не так уж плоха, но в пути надо форсировать несколько небольших речек. Примерно вот так это выглядит.



Размышляю о хаосе и гармонии. Все там же, в заповеднике.



В Индии водятся обезьяны. И совсем не дикие, как в Бразилии. С одним экземпляром произошёл неприятный инцендент, можно сказать, конфликт интересов. Стоило на мгновение зазеваться, как наглый обезъян стащил у меня только что купленный пакетик сока. Купленный для внутреннего употребления. Охлаждённого, в который я только и успел, что вставить трубочку. Жрет, и не подавится, и дать не догадается. Возмутительно.



Более интеллигентная мартышка, берет у Виктории Николаевны орешки прямо с руки. Конечно, Виктория Николаевна много более обаятельна, но ведь и у меня можно было попросить. Мартышки в заповеднике с наибольшим удовольствием лопают морковку и помидоры. Орешки берут без ажиотажа, больше из вежливости. А бананы и вовсе сразу бросают - закормили.



Укравший сок мартышк, уже после акта вандализма. Кажется, на лице у него слабые следы раскаяния.



Дудхсагарский водопад. Согласно путеводителю, его высота 603м. В середине водопада проходит железная дорога, причем действующая. А в месте падения небольшое озеро, в котором я даже купался. Виктория Николаевна наотрез отказалась лезть в холодную (+19) воду.



Джунгли.



Способ приработка индийских мальчишек. Поперек дороги ставится палка, ну, типа, шлагбаум, блок-пост. Чтобы проехать, надо заплатить - немного, сколько не жалко. Если не заплатить, пускают и так. Но на фотке справа деньги уплочены, можно ехать дальше. Колядки по индийски.

Вообще живут индийцы, по нашим меркам, довольно бедно. Зарплата 100-200$ считается очень хорошей, а зарплата 400$ - это практически олигарх, такую зарплату можно получать, только работая в иностранной фирме (например, российской).

Еще один вариант колядок (ведь Рождество же!) Мальчишки демонстрируют фигуру, черт его знает, то ли снеговика, то ли Деда Мороза, то ли какого-то персонажа фильма ужасов. Но - с цветами. В Индии вообще все происходит с цветами. А если вспомнить, что они ни разу в жизни даже не видели снега, то некоторую условность образа можно простить . Главное - дэнги давай!



Рисовое поле. То, что оно мокрое - так надо по технологии, рис растёт под тонким слоем воды. Рис - основная гоанская культура, но в остальной части Индии пшеница его обгоняет. Выращивание риса довольно трудоёмко (все - и посадка, и сбор урожая происходят вручную, крестьяне целыми днями торчат на этих полях кверху попами), зато он даёт два урожая в год.



А вот более ценная, с нашей точки зрения, культура - сахарный тростник. Из него делают замечательный ром, о нем ещё пойдёт речь дальше.



Эта машина с двигателем внутреннего сгорания не пытошная, как можно было бы предположить по её виду, а соковыжималка. Стебли сахарного тростника засовываются в её чрево, и в результате получается стакан мутной зеленоватой пенящейся субстанции - свежевыжатого тростникового сока. По вкусу так себе, слишком сладкий.




Ездили на местную плантацию специй. Для любознательных - в интернете у ней есть свой сайт http://www.sahakarifarms.com/home. По приезде нас осыпали цветами. Ну ещё бы - такая радость! В Индии цветов много, и в отличии от нашей традиции, они используют для украшений только головки, без стебля, или даже только лепестки, нанизывая их на нити.



А также в нашу часть девушками был исполнен национальный танец и дан обед.



Из собс-но, пряностей, как они растут и для чего используются, память сохранила немногое. Фотки есть, но где что вспомнить не могу. Вот это, например, кофе, это я помню.



Слева - куркума, справа - местное наркосодержащее растение, названия не помню. Выращивается исключительно в медицинских целях. По действию на организм напоминает гашиш.

В том, что Гоа стал культовым местом хиппи со всего мира еще с 60-х годов, полагаю, некоторую роль сыграло и это растение. Но борьба ведётся, теперь наказывается не только распространение, но даже и употребление наркосодержащих веществ. Я специально узнавал. И довольно много иностранцев сидят в местных тюрьмах за это дело. Но, говорят, купить все равно можно. В рамках борьбы за здоровый образ жизни правительством запрещены ночные хиппи-вечеринки, дискотеки должны закрываться в 22:00. Во всяком случае, так написано в путеводителе, хотя жизнь этого не подтверждает - до часу-двух народ на пляже поёт и танцует. А самая красота наступает на пляже часа в три-четыре ночи, когда народ уже расползается баиньки.

Перец (слева), шафран (справа). Индус - наш гид по плантации специй, сравнительно сносно говорит по-русски.



Банан (слева) и ананас (справа). Хотя, насчет ананаса есть сомнения.



На выходе - торговля готовыми пряностями. Наша экскурсовод сначала переводила, а потом, не выдержав бестолковости туристов, сама встала за прилавок. Хотя тут пряности уже упакованы подписаны.



Новогодняя вечеринка. Действо происходит на свежем воздухе. Цифры сделаны из настоящего льда, для такой погоды - большое достижение.





Аниматор развлекает Викторию Николаевну.



Виктория Николаевна уже с другим аниматором зажигает на танцполе. Чарльстон "у моей девочки есть одна маленькая штучка". Индийская команда играет, в основном, музыку из индийских фильмов, но не гнушается Beatles и, к удивлению, даже Би-2.



Индийские правоохранители в различных видах. Обычно взгляд у полицейских прямой и твёрдый, как угол чемодана, но заметив, что их фотографируют, вытягиваются во фрунт и с видимым удовольствием позируют.

Тот, что в центре, денно и нощно охранял наш отель. Видите - у него даже праздничный плюмаж. Перед самым отъездом из Москвы я прочел в новостях, что на НГ индийская оппозиция планирует в Гоа массовые акции протеста и народные волнения. Мы, говорят, просим всех иностранных туристов покинуть Гоа. А то замочим кого под горячую руку, и всем будет неловко. Мы, говорят дальше, ничего против туристов не имеем, но лес рубят - щепки летят. И ещё было написано, что в прошлый раз в подобных акциях погибло 30 человек, правда несколько успокоило то, что в основном это были индусы.

Но правительство нагнало полицейских на все пляжи, так что нам, к сожалению, принять участие в народных волнениях не удалось - ничего не было.

Индуистский храм бога Вишну. Вишну ("охранитель") - один из трех основных богов в индуистской мифологии, вместе с Брамой ("создателем") и Шивой ("разрушителем"). Жизнь Вишну довольно скучна. Нам, конечно, больше по душе Шива - гуляка и бабник.

Храм современный, 60-е годы ХХ века. Старинных индуистских храмов в Гоа осталось мало, в основном они были разрушены португальцами за время колонизации. А те, что остались, расположены в джунглях, португальцы туда просто не добрались.

Тот же храм изнутри. Это, тыкскыть, предбанник, сюда еще пускают низшую касту (в сам храм - нет). Европейцев в храм пускают, но фотографировать не дают. И - только босиком. Во время богослужения в этом зале проходит телетрансляция мессы (видите: подвешен телевизор), чтобы приобщиться могли и те, кого внутрь не пускают.



Виктория Николаевна молится индийским богам. Судя по довольной физиономии, боги отвечают ей в положительном смысле.



Индийская пагода. Бог Вишну многолик, он является на Землю в разных обличьях - аватарах, для них и предназначены многочисленные окошечки пагоды, в дни празднеств туда устанавливаются их фигурки. Наиболее раскрученные у нас аватары Вишну - Рама и Кришна, а всего Вишну имеет тысячи аватаров, молись тому, кто тебе нравится. Кстати, Христос в индийской мифологии - тоже один из аватаров Вишну.



Типичный индийский деревенский дом. Пока мы развлекаемся, они тут живут.



Гоа - на треть католическая местность (на оставшиеся две трети - индуистская). Живут все рядом, и чтобы не было путаницы (помните Варфоломеефскую ночь, когда пришлось метить двери), возле каждого дома, во дворике обязательно стоит маленькая часовенка - символ веры хозяев. Слева - индуистская часовня, символ веры - цветок наверху, забыл как называется (мартышка к старости слаба глазами стала). Справа - католическая, ну тут все понятно - католический крест, изображение св. Франциска Ксаверия.

Интересная деталь - свастика на левом снимке, обязательный индуистский символ. Бывает закручена против часовой (что символизирует мир и любовь), или по часовой стрелке (символ удачи и воинственности). Говорят, у индусов обычно встречается первый вариант, но вот на этом доме - второй, как у свастики третьего рейха. Для тех, кто не в курсе: именно индийцы родоначальники арийской расы, точнее наоборот - арийские племена во многом и образовали современную Индию; и Адольф Шликельгрубер, когда ещё был просто Шликельгрубером и художником, увлекался индийской философией. И многое в своей расовой теории взял из нее.


Слоны. Одомашненные. На них можно даже покататься, но мы не рискнули. А встретить в джунглях дикого слона довольно проблематично.



Индийские торговцы пытаются (довольно безуспешно) продать туристам свой нехитрый товар. Парень в центре тянет книжицу - это Кама Сутра, причем уже на русском языке. Кама Сутру предлагают все, и один из них, получив очередной отказ, даже в сердцах произнёс бессмертное: "руссо туристо, облико морале!" Говорят по-русски - это громко сказано, но отдельные слова и числительные знают очень многие индийцы на рынках и в ресторанах.

Ссылка для любознательных: Кама Сутра вовсе не искусство (или, тем более, наука) любви, как мы привыкли полагать, а литературное произведение, описание одного дня богатого индийца с утра до вечера. Которое включает в себя, конечно же, и пикантную часть, но лишь как часть. Просто англичане, в свое время, именно эту часть и распиарили. А по новейшим исследованиям автор Кама Сутры и вовсе был девственником, так что к его рекомендациям следует относится с осторожностью.


Виктория Николаевна безобразничает на пароходе на реке Мандови в лучах закатного солнца. Мандови - крупнейшая река Гоа (а вообще в Гоа рек много). Виктория Николаевна - известная в Гоа безобразница.



Виды на Гоа все с той же реки. И с того же парохода. Плывём (для зануд: идём) в Панаджи - столицу Гоа.





Храм святого Франциска Ксаверия в старом Гоа (это название города - Old Goa). Храм, понятно, католический. XVI век. Один из первых храмов (а может и первый), построенных португальцами на индийской земле. Во всяком случае самый старый из сохранившихся. Для своего возраста и здешнего климата очень неплохо выглядит. В нем же хранятся и мощи самого Франциска Ксаверия. Говорят, не разлагаются уже 450 лет. Злые языки, правда, утверждают, что не полагаясь на святость, его, на самом деле, мумифицировали.



Алтарь храма (слева) и сам Франциск Ксаверий (справа). Весьма почитаемый в Гоа дядечка. Португальский миссионер, первый губернатор Гоа. Говорят, обладал дикой харизмой, как Троцкий: услышав его проповеди, индийцы толпами шли обращаться в христианство. Потом поехал проповедовать в Китай, но не доехал - в пути умер. А жаль, сейчас и Китай был бы христианским.



Еще один католический храм - святой Екатерины, тоже в старом Гоа. Святая Екатерина никакого отношения к Гоа не имеет, хотя бы потому, что жила в XIV веке, задолго до прибытия в Индию европейцев. Тем не менее, храм стоит; впрочем, храм св. Екатерины есть во всех странах, где есть или были католики.



Внутреннее убранство.



Когда мы туда попали, в храме как раз должна была состояться свадьба, гости и главные действующие лица уже собрались, но дожидаться начала церемонии не было времени.



Панаджи - столица Гоа. Население - около 100 тыс. Снимок не перевернут - движение действительно левостороннее.

О движении в Гоа нужно сказать особо. В столице оно выглядит цивилизовано, но остальные дороги - это что-то! Начать с того, что все они очень узкие - в лучшем случае только-только разъезжаются два автобуса (а в худшем - одному из них нужно съезжать на обочину, если есть, или пятиться задом). В основном народ ездит на мотиках. Поворотники не используются, зеркала заднего вида тоже. Звуковой сигнал подаётся при повороте, обгоне, перестроении, объезде припаркованной машины, наличии пешехода на обочине, при виде красивой девушки или просто от избытка чувств. Поэтому улицы - непрерывная какофония сигналов различных тональностей, постоянно шарахаешься. Движение очень плотное, но ДТП редки, потому как скорость движения 20-30 км/ч. Редко-редко, на небольших участках трассы, автобусу удаётся разогнаться до 40-50.

Интересное местное изобретение: в автобусе, слева от водителя, как правило сидит специальный человек - т.н. "свистун". В движении он контролирует левый борт; а при маневрах, когда автобусу надо повернуть, припарковаться, или, не дай бог, развернуться, что в этих условиях реально трудно, выскакивает наружу, и свистит. Тональностью свиста и его модуляциям показывая водителю расстояние до препятствия и необходимое направление маневра. Такой индийский парктроник.

Автомобильный парк в Индии исключительно свой, правда большая часть моделей, это видно, имеет свои прототипы в большом мире, но торговые марки свои. Индийцы по дешёвке выкупают лицензии на снятые с производства модели у мировых производителей и клепают их на своих заводах и под своими названиями. Есть и чисто индийские модели.

Международные ВУ в Индии не котируются, нужны родые индийские. Соответственно, официально в прокат взять машину нельзя, но неофициально - запросто. А мотики и вовсе предлагают на каждом углу. В Индии вообще строгость законов компенсируются необязательностью их исполнения. Мы вначале хотели взять покататься, но глядя на вакханалию на дорогах не рискнули.

Натюрморт на пляже - пиво с омарами, или, по-здешнему, лобстерами. Приготовлены очень вкусно, гораздо вкуснее, чем, например, в Египте, где его набивают жаренными овощами. И в несколько раз дешевле. Что касается цен, то в Индии все практически даром. Полноценный обед/ужин на двоих в ресторане стоит 300-500-700 рупий (для перевода в рубли делить на 1.6). Лишь отдельные, самые дорогие блюда (те же лобстеры) могут стоить 1000-1500.

В ресторанах поражает разнообразие меню. Даже захудалый пляжный ресторанчик имеет только выбор горячего из нескольких десятков пунктов, всегда представлены индийская, гоанская, континентальная, китайская и европейская кухня. И все блюда в наличии! Одни только креветки, например, подаются в полуторе десятков видов. Рис - десятком способов. Правда, разнообразие кухонь несколько обманчиво - любая еда приготовляется с совершено диким количеством специй, таким, что организм пылает, плачет и различает, да и то не слишком уверенно, лишь два сигнала: еда/не еда.

Хорошо ещё знающие люди научили - при заказе нужно говорить волшебную фразу: "No chilie, no spice". Приготовленная по этому рецепту пища хоть и все равно остаётся острой, но ее, во всяком случае, можно есть. Что хорошо - организм на таких блюдах работает как часы: "Ровно в 12 пищу приму, ровно в 4 - на минуту выйду".

Корова в Индии - священное животное, а свинья - грязное, тем не менее, в ресторанах полно блюд и из "beef", и из "pork". Хотя рыбных, из морепродуктов, баранины и птицы, конечно больше. Традиционная индуистская религия вообще предполагает вегетарианство (мясо дозволено есть лишь воинам), но мне показалось, что сейчас индусы с этим особенно не заморачиваются. Да и у нас, много ли людей соблюдают пост?

Раз уж речь зашла о еде - вот эта рыбка оказалась дивно вкусной. Зовут вкусняшку - сильвер непра (или что-то подобное), рекомендую. Будучи живой, она была толстенькой, с красноватой чешуёй и печальными глазами.



Креветки в соусе карри. Не очень зрелищно, но по вкусу неплохо.



А вот этому экземпляру не повезло - его сейчас зажарят, и вынесли нам лишь подтвердить приговор.



И наконец главное, ради чего мы здесь собрались - напитки. В Гоа делают великолепный ром Old Monk (на фото слева). Темный, 7 лет выдержки, все как положено. B стоит все удовольствие - 100 рупий за бутылку (~60р). Для специалистов: у меня еще осталась пара бутылочек...

Напиток справа - местная водка, называется фени. Весьма популярна в народе. Делают феню из смеси кокосовых орехов и орехов кешью. По вкусу напоминает текилу, такая же отрава. Несмотря на две перегонки сильно разит сивушными маслами. Также в Гоа делают несколько сортов местного виски, но их вкус не впечатлил. В общем, наш выбор - ром.


Вот таким аппаратом (картинка слева) изготовляют феню. Перегонный куб, он же самогонный аппарат. На картинке справа - местное пиво. Говорят, в Гоа четыре сорта местного пива, но везде мы видели только такое. Вообще, Kingfisher, видимо, какая-то гигантская корпорация, потому как эта марка встречается на каждом шагу - от сигарет до бензоколонок. А Kingfish (королевская рыба) - популярная местная рыбка.

Из мировых марок пива подают австралийский Forster.


Меня подвергают аюрвердческому массажу (картинка слева). Аюрверда, буквально - "знание о жизни". Индийцы полагают, что большие специалисты в этом вопросе. На каждом шагу аюрвердческие аптеки и всевозможные процедуры.

На картинке справа тоже интересное индийское изобретение. Эти затейники укладывают живого человека в деревянную коробку, сконструированную специальным образом, чтобы только голова пациента оставалась снаружи. Внутренняя полость коробки подключена к парогенератору, выход которого унаваживается специальными составами. Рядом стоит надсмотрщик, контролирует герметичность, ну и чтобы пациент не сбежал раньше времени. Индийский газенваген.


Виктория Николаевна кормит корову бананами. Корова, как известно, священное животное в Индии. Отношение к ним как к женщинам - если она чего-то хочет, надо ей обязательно дать. Иначе она возьмет сама. Раз мы были свидетелями, как корова неторопливо плелась по дороге, а за ней ехала (правильнее - тоже плелась) огромная вереница автомобилей, непрерывно сигналя и пытаясь согнать ее с проезжей части.



Просто корова на лугу. Милый деревенский пейзаж.



Чайный магазин в Панаджи. Обратите внимание, надписи продублированы и по-русски.



Меня отправляют летать на парашюте. Пять человек на снимке, и ещё двое на катере. "Держите меня семеро".



Последний снимок - любителям гаджетов и всяких технических примочек. Дело в том, что в индийском аэропорту интересное новшество: у пассажиров отбирают все источники пламени, зажигалки и даже спички (оказывается, спички тоже обнаруживаются металлоискателем - у меня нашли и отобрали). Поэтому, пройдя таможенную зону, все курильщики оказываются без огня, и для них в курительной комнате на стене висит специальный чудо-прибор для его извлечения. Прибор имеет кнопочку и нагревающуюся спиральку. К сожалению, "стационарный двигатель был очень похож на настоящий, но не работал". Поэтому прикуривать народ ходит к тем же таможенникам. Но прибор, хотя бы на уровне идеи, внушаит!



И совсем в заключение: Виктория Николаевна поздравляет вас с Новым Годом! Ну и я присоединяюсь.



Спасибо за внимание. Целую.


©szЗ6 Авторские права принадлежат, вестимо, автору