Мир под углом 40 градусов

Карелия 2018

Мы выходим по приборам на великую глушь. Назад, в Архангельск!

Б. Гребенщиков

В этот раз решили ударить по бездорожью и разгильдяйству в родных палестинах. Упор сделали, в основном, на пока еще сохранившиеся памятники русского деревянного зодчества. Карелия указана в заголовке как конечный пункт, а кроме нее охвачена Вологодская, Ярославская и кусочек Тверской области.

Первая остановка - церковь Иоанна Богослова на реке Ишня, что под Ростовом. Построена в 1687 и, по всей видимости, это самый южный сохранившийся деревянный храм, если не считать новоделов.






Вот она с другой стороны и с Ириной Константиновной для масштаба и украшения композиции. Благодаря относительной близости к столицам церковь неплохо сохраняется, и охраняется - есть и пост охраны, и даже видеонаблюдение. Дальше мы будем двигаться на север, и там, в глуши, такого мы больше не видели.




В XIX веке церковь обшили тесом и подперли кирпичными столбами. Церковь, теоретически, действующая, но в день нашего визита был выходной.




Видео с коптера.




Приехали в Ростов. Центральная площадь.




Еще одна церковь Иоанна Богослова, но теперь уже в Ростовском кремле, 1683 год.




В церкви прекрасно сохранились фрески XVII века, живописующие жизнь Иоанна Богослова.






Ростовский кремль. В то время, когда он строился (1670—1683), эпоха крепостей давно прошла; и строилась, собс-но, резиденция патриарха. Но выстроена она была в стиле кремля, хотя накакого оборонительного значения не имела.




Известен Ростовский кремль, в первую очередь тем, что здесь Гайдай снимал фильм "Иван Васильевич меняет профессию". Многие места в кремле легко узнаваемы по фильму.










Успенский собор. Сам собор закрыт, но за небольшую мзду можно подняться на звонницу.






По вот такой вот лестнице. Разойтись на ней невозможно, если встречаются два человека, кому-то надо пятиться назад.




Наверху колокола.




Но позвонить в них не дают, языки колоколов заблокированы.




Церковь Иконы Божией Матери Одигитрия. Недействующая, как и почти все храмы в Ростовском кремле, который имеет статус музея.




Старинный Ростовский народный промысел - т.н. чернолощенная керамика. Выглядит необычно.




Приехали в Вологду, гуляем по Вологодскому кремлю. Софийский собор, сооружён в 1570 г. по распоряжению Ивана Грозного.




Согласно путеводителю, оригинальные росписи были выполнены мастерами из Ярославля и датируются 1686—1690 гг.








Попадаются и замысловатые сюжеты. На огромной фреске "Страшный суд" присутствуют явные латиняне, неведомым путем попавшие в Вологду.




Еще одна церковь - Александра Невского.




А на другом берегу - церковь Иоанна Златоуста, в более плачевном состоянии.




Памятник поэту Константину Батюшкову и его коню.




Администрация музея кремля в таком симпатичном пряничном домике.




В Вологде все не в просте. Вот, например, стояк горводопровода.




Вычурные печные трубы мы видели и в Мышкине, но здесь еще забористее.




Водосточная труба тоже с изыском.




Окна.




Балкон.




Еще причуды архитектуры, теперь на окраине города: балконы располагаются не напротив окон, а между ними.




Посетили Спасо-Прилуцкий монастырь на окраине Вологды. Монастырь окружен мощной крепостной стеной с башнями и бойницами.


>



Обитель была основана в XVI веке Дмитрием Прилуцким, учеником Сергия Радонежского.






На каждом крылечке сидит по коту. Монастырь действующий, но посетителей пускают.




А заехали мы в монастырь в основном посмотреть деревянную Успенскую церковь (1519). По нашим данным это вообще древнейший сохранившийся деревянный храм. Но эта церковь здесь не родная, была перевезена из закрытого Александро-Куштского монастыря, сейчас находится в прекрасном состоянии, хотя и не используется для богослужений.




Вологда известна резным палисадом, вологодским маслом и своим кружевом. Вот, в частности, палисад.




Есть и памятник резному палисаду, к сожалению, плохо видно - там написано, что это именно он.




А это следующий пункт списка - огромный музей кружеваа.




В экспозиции представлены образцы кружева, как старинные, так и современные.












Коклюшки - инструменты для плетения кружева.




Есть раздел творчества кружевниц 20-х - 40-х годов с портретами вождей и вообще с советской символикой.






Пожар тут тушат, если что, ядовитым газом, о чем свидетельствуют устрашающие индикаторы.




Не чуждо вологжанам и концептуальное искусство - арт-объект под названием "Дверь в..."




Приехали в музей деревянного зодчества в Семенково. Здесь под открытым небом собрано несколько десятков деревянных зданий, в основном, XIX века.






Все строения реальные, не новоделы, свезены сюда с разных уголков вологодчины и хорошо атрибутированы. Вот, к примеру дом некоей гражданки Болотовой






Внутрь почти всех домов можно зайти, в каждом сидит специально обученная тетенька, живописует нехитрый быт тогдашних жителей.








Дома побогаче украшены архитектурными излишествами.






Еще пара фоток.






Чтобы погружение в атмосферу сельской жизни было полнее, представлены и животные. Ирина Константиновна знакомится.




Сельская сцена.




Часовня Ильи Пророка из деревни Григоровская, тоже перевезена в Семенково.




Вернулись в Вологду, пара образцов городского деревянного зодчества XIX века.






Едем дальше в сторону Карелии. Заехали осмотреть бывший Ферапонтов монастырь. Монастырь был основан в XIV веке, но каменную церковь собора Рождества Богородицы возвели в конце XV в. Монастырь, когда-то очень известный (в частности, тут жил в ссылке патриарх Никон) пришел в упадок и был закрыт еще до большевиков.








Известен монастырь росписью стен собора, она была создана в 1502 году иконописцем Дионисием и его сыновьями. Этот монастырь - едиственное место, где сохранились документально подтвержденные фрески Дионисия. И сейчас место называется "Музей фресок Дионисия".










Студенты-художники делают свои курсовые.




Представленный в музее монастырский быт.








Икона "Тайная вечеря" неизвестного художника, XIX век.




Облет монастыря на коптере.




Заехали посмотреть деревянную церковь Илии Пророка на Цыпинском погосте, недалеко от Ферапонтова монастыря. Даты постройки - 1755-1756. Церковь обшита тесом и выкрашена белой краской, поэтому издалека может быть принята за каменную. Это вводит в заблуждение даже сотрудников музея - в монастыре нас уверяли, что церковь каменная.






Внутри.






В церкви проходит какая-то выставка народного творчества.






Чем удобны деревянные постройки - сравнительно несложно могут быть перемещены. Вот эта часовня XIX века рядом с церковью нездешняя, а перевезена из деревни Пасынково. Причем она переезжала даже дважды: первый раз при советской власти, и здание использовалось для хозяйственных нужд. Второй раз уже сюда, под охрану.




Едем дальше, церковь Николая Чудотворца в Чистом Дворе, год постройки - 1767. По легенде, икона святителя Николая приплыла по реке, здесь и был построен храм.






Церковь пустует и стоит заколоченной. Пишут, что стремительно разрушается.






Едем все дальше на север. Здесь уже старинные заправочные колонки со стрелкой, которых мы не видели уже более десяти лет.




Мы уже на границе с Карелией, хотя административно это еще Вологодская область, она огромная. Еще одна историческая церковь Ильи Пророка, теперь на Саминском погосте. Точнее, тут рядом даже две церкви - справа руины церкви Тихвинской Иконы Божией Матери.




Вот церковь Ильи Пророка с земли. Годы постройки 1692-1702. В советское время здесь был клуб, сейчас церковь не используется и закрыта, состояние неплохое. По преданию церковь поставлена на месте святых родников. Место это было топкое, поэтому церковь ставили на столбах-сваях, которые потом ушли под землю.






Состояние Тихвинской церкви много хуже. Фактически, сохранился только фасад, хотя церковь на двести лет моложе - построена в 1898.






Верхняя часть колокольни снята и стоит на земле.




Видео с высоты птичьего полета.




Наконец добрались до Карелии, город Пудож. Живем в мотеле "Уют", скромненьком, но в здешней глуши выбирать не приходится. Здесь белые ночи, фотка сделана утром, но ночью ненамного темнее. Еще местная особенность - желтая вода из крана, во всем городе.




Сегодня едем смотреть петроглифы. Добраться здесь до берега Онежского озера можно только на лодке, по речке Черной.




Для этого был нанят дедок из местных, вызвавшийся быть шерпой. Собираемся.




У лодки противоугонное устройство.




В этих местах тьма гнуса.




Плывем, где-то километров двадцать.




Проплываем рыболовно-браконьерскую базу. Попасть сюда тоже можно только по воде. Но по словам нашего провожатого, рыбы в Онежском озере уже несколько лет как нет, всю выловили. Поэтому пусто.




Добрались до Онежском озера.




Петроглиы - неолитические наскальные изображения, в этом месте Онежского озера их обнаружено особенно много. Наиболее известный петроглиф - т.н. "бес", антропоморфная фигура, напоминающая черта. Размер изображения более двух метров, а возраст - порядка пяти тысяч лет, но православный крест справа, считается, пририсован уже в средние века.




Петроглиф дал и название месту - мыс Бесов Нос. В названии присутствует тавтология, поскольку Нос - это и есть мыс по-карельски.




А это т.н. "выдра". Изображения выбиты на гранитных плитах и видны не слишком хорошо, только под определенным углом.




Пытались сфоткать с коптера, но сверху изображения видны еще хуже.




Вот еще несколько фото. Всего, говорят, тут обнаружено около 1200 петроглифов. Мы посмотрели только самые заметные, пройдя километра полтора побережья.












Встречаются надписи, сделанные советскими зеками, тут недалеко был лагерь в 30-х.




Трактовок смыслов изображений существует великое множество, наш шерпа оказался человеком знающим, и изложил наиболее значимые гипотезы. Ирина Константиновна и Михаил Сергеевич внимательно слушают.




В тридцатых же годах была предпринята варварская попытка взрывами отколоть кусок скалы с петроглифами, и перевезти в Москву. Кое-что отколоть удалось, но большая часть изображений была навсегда утеряна. На фотке - микрошурфы, оставшиеся с тех пор.




Какой-то северный белый мох и кустики брусники. Веток брусники тут очень много, но ягод почему-то нет.




Маяк, тоже оставшийся на мысе с 30-х годов, не действует уже давно.




Продолжаем изучать деревянное зодчество. Церковь Богоявления в Челумжах, это самая северная точка нашего путешествия. Церковь заложена в 1577, перестроена в 1605, один из старейших сохранившихся деревянных храмов. К сожалению, пошел дождь и не дал толком его осмотреть. Церковь действующая, но опять закрыта.






Вернулись в Пудож, тут заметили необычное архитектурное решение - деревянный жилой дом XIX века, перестроенный в церковь в 90-х годах (XX века). Пристроили колоколенку, небольшой купол и - вуаля. При большевиках бывало наоборот.






По дороге - жилой дом раскололся надвое.




Еще сравнительно интересное место на Онежском озере - Андомская гора. Возникла она в результате движения ледника, обнажив срез девонских отложений (порядка 400 миллионов лет) высотой более 50 метров.




Вот как она выглядит со стороны озера. Говорят, тут находят окаменелые растения, останки панцирных рыб и проч. Рай для палеонтолога.






Здесь же, на Андомской горе стоит небольшая деревянная церковь Преображения Господня в Ольково. Церковь не очень старая, 1862 год, но состояние плачевное. В советское время тут был сельский клуб, сейчас церковь заброшена.




Внутри видны какие-то жалкие следы попыток реставрации.




Видимо, церковь так и останется заброшеной, поскольку рядом построили небольшую современную. В которой, впрочем, жизни тоже не видно - вокруг трава по пояс, и даже не протоптано тропинки.




Едем дальше, церковь Богоявления Господня на Палтожском погосте, 1733 год. В справочнике сказано, что состояние аварийное, но здесь, как выяснилось, реставрация идет полным ходом.




Вот она с другой стороны. Рядом каменная Знаменская церковь 1810 года постройки. Ее состояние аварийное.




Внутри реставрация тоже идет вовсю. Хотя ни одного человека мы не видели, хоть и будний день и рабочее время.




Если присмотреться, то видно, что на каждом бревне заботливо прикреплена аллюминиевая бирка с уникальным идентификатором. Реставрацию проводят методом полной переборки - полностью разбирают и заново собирают, заменяя лишь поврежденные детали.




Хоть и считается, что русские деревянные церкви построены без единого гвоздя, это не совсем так. Гвозди используются для обустройства наличников, дверей и т.п.




Купола сделаны заново.




А вот старый, можно посмотреть устройство.




Теперь приехали в село Ухтома, тут сразу несколько старинных церквей. Деревянная - церковь Воздвижения Честного Креста Господня 1736 года, каменная - Успенская, на несколько десятилетий новее.




Деревянная в советское время использовалась как конюшня, сейчас заброшена и почти разрушена.




А это была церковь Александра Невского в Ухтоме. Ее, видимо, разобрали и перестроили в сарайчик.




Вот эта церковь на фотке 2008 года (с сайта temples.ru), еще живая.




Едем дальше, паром через реку Шексна.




Красивая радуга через реку.




Проезжаем город Белозерск. Сейчас это крохотный городок (8 тыс. жителей), но это один из древнейших городов России (1156 лет), причем в день нашего приезда там как раз случился день Города.




Местный кремль окружен земляными валами, возведенными во времена Ивана III, когда Белозерск вошел в состав Московии.




В кремле всего несколько зданий.




По случаю праздника у реконструкторов было какое-то шоу, но мы приехли к шапочному разбору.




Спасо-Преображенский собор в Белозерском кремле.




Переночевали в Череповце, который не оставил заметных фотоследов, и теперь приехали в село Нелазское. Здесь деревянная церковь Успения Богоматери 1694 года постройки. Церковь в хорошем состоянии, но закрыта, не действует. Говорят, идет реставрация.








Видео.




Едем дальше, очередная деревянная церковь почтенного возраста, последняя на нашем пути. Церковь Николая Чудотворца в селе Старо-Никольском, год постройки 1673. Церковь закрыта, не используется, даже крестов нет.








Колоритно выглядят окна.




Городок Устюжна, Казанская церковь XVII века.






Знаменит храм своими фресками XVIII века. Устюжна лежит в стороне от столбовых дорог, сюда почти не докатывались войны и иные катаклизмы, и фрески прекрасно сохранились.












Приближаемся к концу. Наша последняя ночевка в городе Углич, Волга, а на заднем плане отель Москва, где мы остановились.




Ирина Константиновна позирует на фоне здания бывших торговых рядов. Это самый цент, напротив кремля.




Спасо-Преображенский собор.




Рядом идут какие-то археологические изыскания.




Церковь Димитрия на крови.




Памятник царевичу Дмитрию. Это новодел; когда мы были в Угличе 10 лет назад, этого памятника еще не было.




Детская площада в Угличе тоже стилизована под кремль.




В Угличе много частных музеев, на фото один из них - мифов и суеверий русского народа, в просторечии - музей нечистой силы.




Объявление у входа.




Хотя смотритель музея, который и проводит экскурсию, никакая не Баба Яга, а дядечка.




А вот это уже Баба Яга.




В музее представлены сцены, и всякий антураж, связанный с нечистой силой. Довольно занимательно.










И последний город на нашем пути - Калязин. Его главная достопримечательность - колокольня Никольского собора, оставшаяся торчать над водой после создании Угличского водохранилища в 1940 году. Колокольня была на территории Николо-Жабенского монастыря, который полностью ушел под воду. Теперь вокруг колокольни намыт небольшой островок, но вид все равно сюреалистический.




Вид колокольни с воздуха.




Еще о сюреализме - калязинский гигантский радиотелескоп, возвышающийся над лесом.




На этом прощаемся. Для интересующихся - kml файл по нашему пути:

КарелияКарелия


©sz36 Авторские права принадлежат, вестимо, автору