Мир под углом 40 градусов

Лаос 2019


Правильно выбранный алкоголь освещает еду изнутри, проявляет в ней внутренний смысл, оттеняет его и подчеркивает

Т. Толстая

Знакомство с Лаосом начали с города Луанпрабан, остановились в отеле Santi Resort & Spa. Отель неплох. Он несколько в стороне от центра, зато снабжен живописным садом.






Ирина Константиновна - ни дня без спорта.




Есть и бассейн, но, учитывая здешние погоды, он не очень актуален.




Отель богато украшен цветущими лотосами.








Идем знакомиться с городскими достопримечательностями. Крупнейший храмовый комплекс в городе - Ват Май. Знаменит тем, что долгое время здесь хранилась статуя Будды из чистого золота весом 53 кг. Но теперь статую перевезли в королевский дворец, да и оказалась она, по результатам исследований, бронзовой, хотя и позолоченой.








Так монастырь выглядит сверху. Ват - это монастырь, комплекс зданий, а отдельный храм - сим.




А так - внутри.




Примечательно, что на алтаре есть угол, посвященный какому-то явно землянину, есть его фотографии разных возрастов и скультурные изображения. Разузнать кто таков нам не удалось, все надписи сделаны червячками, по-лаосски. Потом мы видели такие же алтари с этим дядькой и в других храмах. Возможно, это Пра Сангхарат (это должность, а не имя) - лаосский буддийский патриарх.




При монастыре, в ангаре, хранится королевская лодка.




Идем дальше, начинается территория королевского дворца. Поскольку Лаос республика, королевский дворец бывший, теперь он музей. Наиболее красочный павильон - Па Бан. Вот он с земли и с воздуха. Построен в 2004, когда никакого короля уже давно не было.






Ирина Константиновна поражена красотой декора.




Здание собственно королевского дворца, опять снизу и сверху. В целом, довольно скромно.








При дворце есть небольшой сад, вроде ботанического, с табличками; для любознательных туристов написано, что вот это, например, дерево Maknamtaopung (перевода на русский не нашлось), помогает при расстройстве желудка.




Так выглядят его плоды, вероятно именно они помогают.




А это хлебное дерево, мы и без табличек знаем.




Ирина Константиновна, конечно же, забралась на дерево.




Тук-тук, местный общественный транспорт. Во всех странах юго-восточной Азии тук-туки имеют свою конструкцию, здешние выглядят солидно и даже нарядно, в отличие от.




Арт-галерея. Нетленка рождается прямо тут, на глазах публики. Впрочем, публики мало. Лаос вообще приятно порадовал небольшим количеством туристов.






Луанпрабан считается городом французской архитектуры, и тут есть даже целый французский район. Вот пример такого дома.




Река Меконг, главная река юго-восточной Азии. Как транспортная артерия свое значение почти утратила, корабли, в основном, туристические и прогулочные.




Шейки из местных фруктов.




Следующий монастырь на нашем пути - Ват Сиенгтхон (Xieng Thong). Это старейший храм Луанпрабана, заложен в 1560.




Главный сим внутри. Если присмотреться, слева виден портрет того же дядьки, что мы уже видели в Ват Май.




Непременная принадлежность буддистских храмов - гонг для молитвы.




Еще постройки монастыря - симы и ступы.






Стены одного обделаны мозаикой, живописующей сцены из буддисткой жизни. Хотя смахивает и на футбольную команду, собравшуюся помолиться.






А вход в ват охраняет вот такая щербатая киска. Наверное, раньше это был лев.




Какое-то чудо-дерево или шутка мичуринца - на одном дереве одновременно растут плоды (или цветы?) совершенно разного внешнего вида. Все ветви растут из одного ствола, без обмана - мы проверяли. Или спустилась божественная благодать - дерево рядом с храмом.




Монашата.




Лаосские школьники. Из единой формы - одинаковые юбки, и то не на всех, но зато на некоторых можно разглядеть пионерские галстуки.






Пещера Пак Оу, также известная как пещера тысячи Будд.




Добраться до пещеры можно только по воде, сухопутной дороги нет. Переплываем Меконг.




Пещера Пак Оу когда-то считалась местом для уединения и медитации, и постепенно сложился обычай свозить сюда статуэтки Будды. C XVIII века их скопились тысячи (говорят, на данный момент около четырех тысяч). Статуэтки Будды, даже поврежденные или оскверненные, нельзя выбрасывать - они все скапливаются здесь.












По дороге к Пак Оу есть интересное место - т.н. "деревня самогонщиков" Ban Xanghai. На небольшом рыночке представлены сотни сортов рисового самогона домашнего изготовления, настоенного на местных растениях, пресмыкающихся и насекомых. Все напитки, от змеевухи до скорпионовки, можно продегустировать.




Вот некоторые образцы покрупнее. Надо сказать, что пить их можно только из большой любви к искусству (которой, впрочем, нам не занимать), вкус оставляет желать лучшего. Возможно, подразумевается какой-то лечебный эффект, но неясны направления этого эффекта. Неясно также, покупают ли самогон местные, или только туристы. Мы были уже в вечеру, и других покупателей не было.






Чтобы два раза не вставать - о главном. Из крепкого в магазинах встречено много сортов рисовой водки и два сорта виски - Tiger и Lion. Из чего делается виски - непонятно, некоторые источнии утверждают, что тоже из риса, но у нас есть сомнения. В целом называется это все лао лао, это два разных слова, просто в русской транскрипции пишутся одинаково, переводится как "лаосский алкоголь". Точные цены память не удержала, но очень дешево, лаосский алкоголь считается одним из самых дешевых в мире. Качество оставляет желать лучшего, хотя у соседей мы пробовали сорта и похуже. Крепость как положено по Менделееву - 40 градусов.






Теперь приехали в национальный парк Тат Куанг Си (Kouangxi), организованный вокруг одноименного водопада. Водопад представляет из себя каскад ступеней, образующих ванны с красивого бирюзового цвета. Путеводитель сообщает, что суммарная высота ступеней - 54 метра.








Вдоль водопада проложены тропинки для неспешных прогулок по суше, но Ирина Константиновна покоряет и водную стихию.




Еще фотки водопада.










Водопад довольно живописен, что вдохновляет и художников.




Помимо водопада в нацпарке можно посмотреть гималайских медведей, которые в этих местах, теоретически водятся. Но в дикой природе их осталось мало, здесь они живут в вольере.






Гималайского медведя легко узнать по белой манишке.






А чтобы стало совсем понятно, вылеплены фигуры наиболее известных видов медведей в натуральную величину, и размещены на изображении с условными климатическими поясами. Гималайский где-то в конце, на юге.




Вернулись в Луанпрабан. Деревянный мост через реку Nam Khan. Проход по мосту,между прочим, платный - 5000 кип (примерно 40р).




Начинаем подъем на холм Пу Си. Высота холма более 100 метров, он в самом центре и является ландшафтной доминантой города.




На вершине холма небольшой храм Тат Чомси, но он не очень зрелищный. Есть легенда, что с вершины идет поземный ход к центру Земли; и ультразвуковое сканирование даже показало наличие вертикального тунеля с вершина холма вниз на глубину до сотни метров.






Вот холм и Тат Чомси на вершине снятый позже, с коптера. Золотую маковку видно из любой точки города.




А на вершине еще многочисленные статуи Будды. Говорят, что где-то здесь хранится отпечаток ноги Будды, но мы не видели, видимо он в запертом помещении.








Сверху открываются хорошие панорамы Луанпрабана. Видно, что зданий выше двух этажей в городе нет. Хотя это второй по величине город Лаоса, порядка 100 тысяч жителей. И многажды был столицей государства (вследствие бурной истории Лаоса, столица его переезжала не раз и не два).






Еще панорама, теперь с Ириной Константиновной для украшения.




В Лаосе распространена практика - паломники в святых местах выпускают птичек на волю. Видимо, за это положены ништяки при сансаре. А самих птичек в маленьких плетенных клетках продают торговцы сувенирами и религиозной атрибутикой.




Вот они покрупнее. По виду похожи на вороьев, но уверенности нет.




Еще из интересного на холме Пу Си - общественный туалет (платный!) писуарами наружу. Оригинальное, хотя и не бесспорное решение.




Идем дальше. Храм Wat Aham, тоже одно время был резиденцией Пра Сангхарата Лаоса. Точная дата постройки неизвестна; теперешнее здание, видимо, XIX век. А вообще храм на этом месте был еще в XIV веке, но тот давно разрушен, как и следующий после него.




Вход украшают фигуры персонажей Рамаяны.




Следующий известный храм Луанпрабана - Ват Висуналат. Надо сказать, что всего в Луанпрабане десятки (а скорее сотни) храмов, мы осматриваем только самые значимые. Ват Висуналат - один из старейших, начало XV века.




Ирина Константиновна лупит в огромный барабан, традиционный для буддистских храмов.




Гигантская ступа Тат Патхум, тоже относится к комплексу Ват Висуналат. Мы были ближе к вечеру, когда службы уже закончились и только какой-то спортсмен бегал вокруг ступы, наворачивая круг за кругом.




Будистским монахам, как известно, религия не позволяет добывать хлеб насущный своим трудом - они живут исключительно подаяниями. В Луанпрабане сбор монахами подаяний превратился в настоящее ритуальное действо. Каждое утро, еще до рассвета, из окрестных монастырей (коих множество) выдвигаются отряды монахов, организованными колоннами проходят по центральной улице, где вдоль дороги, на специальных табуреточках их ждут донаторы.




У каждого монаха есть специальный горшок (в который можно класть все, что хочешь) и донаторы кладут каждому проходящему мимо горсть еды. В основном рис, еще овощи и фрукты (мясо монахам тоже нельзя).




Отряды от некоторых монастырей небольшие, он некоторых - внушительные колонны. Качество фоток не очень, поскольку происходит все в полной темноте.








Естественно, посмотреть на действо собирается тьма туристов, многие туристы и среди донаторов. Только вставать надо очень рано, не позже пол-шестого, а к шести процесс уже заканчивается. Злые языки рассказывают, что монахи крайне недовольны аттракционом и одно время хотели его прекратить. На что городские власти ответили, что тогда наймут артистов, которые под видом монахов продолжат собирать подаяние. Ибо аттракцион является визитной карточкой города, черезвычайно популярен у туристов, а это - деньги в казну.






На прилавках близлежащих кафе можно приобрести все необходимое, чтобы стать донатором - еду, туесок для нее, табуреточку и прочую атрибутику.




Покинули Луанпрбан и двигаемся к следующей точке. Небольшой провинциальный городок Phou Khoun, по пути, где нас застиг обед.




О еде. Лаос в этом смысле оказался прекрасен. Несмотря на то, что подчеркивать приходилось больше иностранными напитками. Никаких насекомых, червяков и крыс в качестве пищи, которыми пугали нас некоторые телеведущие, мы в Лаосе не встретили. Может где-то найти и можно, но мы не искали (а вот в соседней Камбодже, наоборот, никто не предупреждал, а еда подобного рода находит тебя сама). В Лаосе общепит вполне цивилизован, спасибо французам. Традиционный лаосский суп Furr. Очень хорош.




Том Ям, тоже весьма достойный.




Суп Pho. Причем фотка сделана не в каком-то там ресторане, а в заштатном деревенском кафе по пути, вдали от цивилизации.




Лягушачьи лапки на пару. Это, конечно, уже в ресторане.






Еще некоторые блюда из разных мест.












И даже уличный фастфуд выглядит съедобным.




Достигли цели, это город Пхонсован из окна отеля, отель на холме. На фотке окраина города, а вообще-то Пхонсован - райцентр, даже, наверное, областной центр на наши деньги.




Вот он с другой стороны, тут есть даже многоэтажные дома. Через Пхонсован проходила т.н. "тропа Хо Ши Мина", много бомбили, город был практически уничтожен во время въетнамской войны, и позже выстроен заново. Поэтому сейчас выглядит свежим, чистеньким и аккуратным.




Наш отель Vansana Plain Of Jars Hotel. Каждый номер - отдельный маленький кирпичный домик. Отель довольно скромный, но в Пхонсоване выбирать не приходится.




Приехали мы в эту глушь, дабы посетить место, которое называется Долина Кувшинов (Plain of Jar). Это группа площадок в лаосской провинции Сиангкхуанг с необычными историко-археологическими объектами – огромными каменными кувшинами. Всего площадок более 60 (по другим данным - 90), но в этих местах много неразорвавшихся снарядов, территория еще не очищена, поэтому открыты для посещения только три площадки.






Мы посетили т.н. площадку №1, здесь сосредоточено порядка 250 кувшинов. Хотя это скорее горшки.




Горшки выточены из скальных пород, размер до трех метров, возраст V-VIII век н.э. Назначение кувшинов, равно как и культура народа, их создавшего, неизвестны. Есть гипотезы, что кувшины использовались для погребения, хранения воды и пищи, а также более экзотические версии и куча легенд.










Некоторые горшки снабжены крышками.




Несколько фоток с Ириной Константиновной, чтобы был ясен масштаб.








На площадке устроены стильные урны. Интересно, что они резиновые.




Встречаются воронки от бомб, обозначены табличками.




Холм с пещерой и, опять же, воронки. Видимо она использовалась во время войны, но сейчас там ничего интересного.



Выдвигаемся во Въентьян.

Прибыли в столицу, остановились в Rashmi's Plaza Hotel Vientiane. Отелем управляют индусы, поэтому в ресторане много блюд индийской кухни. При заселении вышел небольшой скандал. Мы заказывали номер с балконом, но, как выяснилось, таких номеров в отеле нет вообще (ошибка на booking.com). После некоторых препирательств с администрацией оказалось, что один номер с балконом таки есть, но они его никому не дают (действительно, на букинге его не было), дескать, он не совсем готов, да и вообще не по сеньке шапка. В конце концов мы его получили - прекрасный двухкомнатный люкс с двумя санузлами и огромным балконом. Номер напичкан техникой - от джакузи до антикварного кресла с электроприводом. Большая ее часть, правда, не работала, но это беда небольшая.






Отвоеванный нами балкон.




Стены в номере обшиты мягкими панелями, как в психиатрической лечебнице, на случай, если кто-то сойдет с ума.




Бассейн на крыше. Несмотрю на облачность, погоды здесь много лучше, чем в горах - 29..31 град, дождей не было.




Осмотр достопримечательностей начали с Будда-парка. Это не религиозный объект, а такой парк культуры и отдыха, или художественный проект, включающий в себя множество скульптур по мотивам буддистского и индуистского эпоса. Парк относительно современный (1958), автор - некто Бунлыа Сулилат. Парк за городом, в 25 км.




Скульптуры выполнены из армированного бетона, некоторые - циклопических размеров. К сожалению, все композиии безымянные, на синих табличках, что видно на фотках, написано везде одно и тоже: "Не взбираться".












Территория парка небольшая, скульптуры стоят весьма плотно (а всего их тут, говорят, 250 штук), и это, на наш взгляд, ухудшает восприятие.














Место не религиозное, но, вот, парочка принесла дары какому-то чудовищу. А их приятель фотографирует, чтобы и документальное подтвердение осталось. .




Есть и настоящий алтарь.




Буддистские монахи тоже стремятся запечатлеть прекрасное на память.




Позже мы застукали этого же дядьку в курилке. А мы думали, что курить им не положено.




Сердцем парка является трехэтажное сооружение, напоминающее инопланетный космический корабль. Мы прочли, что три этажа символизируют преисподню, земное существование и рай.




В сооружение можно забраться, вход оформлен в виде рта травоядного (судя по строению зубов) дракона.




Вид на Будда-парк из секции рая.






Фиолетовый лотос, мы таких раньше не видели.




Вернулись во Въентьян. Главный храм Лаоса - Пха Тхат-Луанг. Символ страны, он присутствует на гербе, здесь действующая резиденция патриарха и вообще это храм для официальны церемоний.




Центральная ступа, внутрь не пускают.




А вот это, похоже, резиденция патриарха и есть. Пха Тхат-Луанг построен еще в XVI веке, но поддерживается в идеальном состоянии.




Еще сим и пагода.






Статуя короля Сетхатхирата. Жил в XVI веке, при нем, собс-но и был построен Пха Тхат-Луанг.




Торговцы птичками есть и здесь. И клетки посолиднее, чем в Луанпрабане.




Играют в шашки пробками от бутылок.




Двигаемся дальше, президентский дворец. Здесь даже на территорию не пускают. Хотя президент живет и работает не здесь, дворец только для официальных церемоний.




Следующий известный храм - Ват Сисакет.






Известен он своей коллекцией статуй Будды, говорят их тут около 7000. Возраст статуй - от XV до XIX века (сам храм - начала XIX). Благодаря этому храм имеет статус музея (за вход надо платить деньги, но немного). Статуи установлены сплошняком на галерее, окружающей храм.






Элементы художественного оформления.








Рядом еще один храм - Hor Pha Keo, один из самых древних, XVI век. Изначально здесь хранилась статуя изумрудного Будды, но во время очередной войны в XVIII веке храм был разграблен тайцами, а статуя перевезена в Бангкок.




Во дворе под навесом стоят странные объекты с искуссной деревянной резьбой. Думали, что это сохранившиеся элементы отделки храма, но непохоже - на второй фотке ясно видно изображение динозавра, а в XVI веке еще даже Кювье не родился.






Еще на территории храма живут очень милые кролики.




Ступа Тхат Дам, она же Черная ступа. Изначально была покрыта золотом, как и все буддистские ступы, но в XIX веке, во время уже другой войны тайцы сорвали с нее все золото. С тех пор стоит заброшенной.




Еще один знаковый объект Лаоса - Триумфальная арка Патусай. Несмотря на "старинный" вид, арка возведена относительно недавно - в 1968 году, в память о войне с французами за независимость.




Вот она с другого ракурса и с Ириной Константиновной для украшения.




Последствия глобализации - Билайн пробрался и в Лаос.




Внутри арки торговые ряды, ничего интересного; но зато с крыши открываются прекрасные виды на Въентьян.




Рассказывают, что на арку Патусай ушел весь бетон, предназначавшийся для строительства нового аэропорта. Но во всяком случае сейчас и аэропорт уже построен. Поэтому мы заканчиваем осмотр достопримечательностей и отправляемся туда. Для путешествующих - наш kml файл по Лаосу:

ЛаосЛаос


©sz36 Авторские права принадлежат, вестимо, автору