Мир под углом 40 градусов

Мексика 2013


Если наши люди вместо водки пьют текилу,
О какой культуре вы ведёте разговор?!

Тимур Шаов

Приехали в местечко Плая де Кармен, полуостров Юкатан, отель Tukan Hotel & Beach Club. По следам древних майя.





Отель расположен в середине 5-й авеню, самой тусовочной улицы города. Улица пешеходная, состоит сплошь из ресторанов и сувенирных магазинов. Такое расположение отеля нетипично для Мексики, чаще отели расположены в огороженных охраняемых резервациях, где контакт с аборигенами сведен к нулю. А мы жили в самой гуще народной жизни.

Надо сказать, что мексиканцы не тратят много времени, чтобы назвать улицу. Параллельно побережью идут Avenue с номерами, а перпендикулярно - Calle, тоже с номерами. Причем, нумерация не подряд, а с промежутками, чтобы при необходимости между двумя улицам всунуть еще одну. Например, авеню идут 1, 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 39, 40, 50. Планировка города простая и понятная, квадратно-гнездовым способом.


В библиотеке отеля не нашлось ни одной книги на великом и могучем (обычно находятся), зато обнаружилась "Анна Каренина" на английском языке.



На стене висит табличка с местными животными, которые живут в этом отеле. Никого из них мы, правда, так и не встретили.



В соседнем отеле видели интересную новацию - лежаки в воде.



Марина Владимировна в традиционном мексимансом наряде - пончо и сомбреро. Пончо - прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы, пришло от индейцев и распространено по всей Южной и Центральной Америке, а вот сомбреро - чисто мексиканская штучка. Правда сами мексиканцы уже ни то, ни другое практически не носят, продают для туристов.



А здесь - с мексиканским революционером. А может и с бандитом, мы точно не разобрались



Ближайший от нас город майя - Тулум, туда мы и отправились. Надо сказать, что первые несколько дней мы попали под ураган, которые часты на Карибах (в основном осенью, но и летом случаются). Этот был в соседнем штате, нам достался краешек, но и этого хватило. Я дождей такой силы и продолжительности в жизни не видел. А поездка в Тулум происходила когда дождь ослаб, но отнюдь не прекратился.



Тулум - единственный известный портовый город майя, считается что здесь сходились торговые пути Центральной Америки. На фотке центральное сооружение города Эль-Кастильо.



Это какое-то крепостное сооружение.



Вся территория окружена крепостной стеной (нечасто для майанских городов), у которой Марина Владимировна, укрывшись от дождя, позирует.



Со стороны моря неприступные скалы, но рядом есть живописная бухточка, куда, видимо, лодки и приплывали.



Храм фресок. Мы привыкли, что фресками называют роспись красками по сырой штукатурке, но у майя все по другому, их фрески - лепные барельефы по фронтону здания.



Маяк, он же сторожевая башня.



Шайтан-арба, что довозит народ от шоссе до места раскопок.



А это наше средство передвижения. С ним случилось несчастье - покоцали мы его маленько о придорожную тумбу, за что пришлось расплачиваться. Страховка прокатных авто, как выяснилось, покрывает только 90% ущерба, а 10% приходится, обливаясь слезами, оплачивать. Дороги, кстати, в Мексике очень хорошие, и водители вполне себе дисциплинированые.



Обратила на себя внимание современная мексиканская архитектура. Здания почти всегда выкрашены в яркие броские цвета, формой как нагромождение параллепипедов, с башенками и балкончиками. Фотки из разных городов.











Самый известный индейский город - Чичен-Ица, входит в новый список семи чудес света. Был основан майя в VII веке, но ужек к X покинут ими. В XI веке был столицей тольтекского государства, но позже был захвачен другими индейскими племенами. К моменту прихода европейцев в XV веке город был уже разрушен и покинут жителями. То что видно сейчас - результат реставрации. На фотке главное сооружение Чичен-Ицы - пирамида Кукулькана.



Кукулькан, что перводится как "пернатый змей", великий владыка майя, считается основателем города и вообще культуры майя. У основания пирамиды имеются его скульптурные изображения.



Тут же бегают и его современые собратья.



Здесь тоже лепные фрески. Но чтобы разгадать, что на них изображено, требуется немалая доля воображения.



Храм воинов, отстроен уже тольтеками. Храм служил местом человеческих жертвоприношений. Тольтеки были мрачные ребята, именно при них расцвели культы поклонения демоническим силам. А оно бесследно не проходит: тольтеки (а за ними и майя) боялись смерти, обожествляли смерть, поклонялись смерти и в итоге умерли сами. Как пишут, они были уже духовно мертвы к моменту прихода испанцев, и горстке конкистадоров не составило большого труда покорить беспомощное и испуганное население.



Цомпантли, или Храм черепов, сплошь покрыт барельефами с изображениями человеческих черепов. Стена являлась основанием для деревянной платформы, на которой вывешивались черепа убитых или принесенных в жертву.



Храм бородатого человека. Чтобы распознать на барельефе этого самого бородатого, требуется, опять же, изрядное воображение.



Поле для игры в мяч, обязательное сооружение во всех майянских поселениях, и оно нам еще встретится. Поле в Чичен-Ице - самое большое из найденных.



Храм ягуара.



Караколь, это майянская обсерватория. Купол серьезно поврежден, но все равно здание черезвычайно похоже на современные обсерватории. Никаких телескопов у майя, конечно, не было, они наблюдали за звездами через отверстия в куполе.



Раскопки в Чичен-Ице продолжаются. Вскрыт следующий культурный слой, под котором тоже какие-то строения.



Сенот Ик-Киль, вид сверху. Сеноты - уникальные образования, подземные реки и озера, коих на Юкатане черезвычайно много. А вот обычных рек нет совсем. Юкатан состоит, в основном, из известняка, весьма подверженного эрозии. Подземные воды вымывают огромные пустоты и каверны, которые кое-где выходят на поверхность. Всего здесь известно более 6000 сенотов, и говорят, можно попасть в любую точку Юкатана перемещаясь по подземным рекам.



А это вид из сенота на волю.



Многие сеноты, и, в частности, Ик-Киль оборудованы для купания. Вниз, под землю, идет жутковатая галерея. Майя обожествляли сеноты, считали их священными. Сеноты были для них источником пресной воды (рек то нет), а кроме того, сеноты считались тоннелем в загробный мир.



Марина Владимировна лихо сигает в глубину. От поверхности земли до воды - 25 м, а глубина воды - более 50 м.



Еще один город майя - Коба. На фотке Нооч-Муль (великая пирамида). Высотой такая же, как в Чичен-Ице. Здесь руины нереставрированы (говорят, не хватает денег), и архитектура не столь изящна, но зато по руинам можно лазить (ни в Чичен-Ице, ни в Тулуме никуда не пускают).



Забираться наверх тяжеловато, но посильно. Вместо перил брошена веревка.



Наверху пирамиды часовенка с изображением Нисходящего Бога, он изображается вниз головой. Мы уже немного разбираемся в майянской мифологии.



Город Коба разбросан по довольно большой большой территории в живописном лесу, отдельные строения соединены сетью дорог. Вообще, Коба самый древний из известных городов майя, период с III по IX век.



Поскольку расстояния немаленькие, посетителей возят велорикши в специально оборудованных тележках. И что особенно приятно - бесплатно (велорикши входят в стоимость билета).



Термитник. В отличии от африканских термитов, здешние живут не на земле, а на деревьях.



Видели деревья со странными конусообразными образованиями на коре, вроде шипов. Ствол густо покрыт ими первые 2 метра от земли,и дальше - никаких следов. Смотрятся совершенно инородными телами.



Это уже другая пирамида - Ксай Бе. Вход - илюзия, никаких внутрених помещений нет.



Поле для игры в мяч, здесь поскромнее чем в Чичен-Ице. Пок-та-пок, игра в мяч, была не спортивной игрой в современном понимании, а частью ритуалов поклонения богам. По окончании игры капитан проигравшей (а в некоторых случаях - выигравшей) команды обезглавливался. Что считалось очень почетным. Игра велась каучуковым мячом 3-4 кг, причем касаться его нельзя было ни руками, ни ногами, ни головой. Можно - бедрами и локтями. А забить мяч нужно в небольшое вертикальное кольцо, что на фотке справа вверху.



Вот тут кольцо (частично поломаное) покрупнее. Известна модификация игры, похожая на хокей - клюшками, но при этом горящим мячом. Сама игра, и в том, и в другом варианте нам тоже была продемонстрирована на фольклорном представлении, некоторые мексиканцы играют в пок-та-пок и сейчас, не из спортивного интереса, а сохраняя традиции.



Марина Владимировна на гостевой трибуне.



Запечатлен процесс сбора урожая голубой агавы из которой получают столь любимый мексиканцами напиток. Делают текилу не из листьев, как можно было подумать, а из ствола. Листья и корни срубают специальной круглой лопатой и получается этакий шарик, весом килограмм 20, котороый и идет в переработку. Выращивают агаву лет 7-10, чтобы потом срубить. Тяжелый труд, в общем.



Текилу производят в нескольких штатах вблизи города Текила (это закреплено законадательно) с XVI века. Ацтеки делали из древесины голубой агавы напиток пульке (встречается и сейчас), типа браги, забродивший сок. Когда у конкистадоров Кортеса кончилось собственное бренди, они стали перегонять пульке, получив первую текилу (тогда она называлась мескаль). Премиум сорта текилы изготавливаются только из голубой агавы,в сорта попроще допускается добавлять иные сахара. Различают молодую (она прозрачная), старую и очень старую (более 3 лет выдержки) текилу. В магазинах продают сотни сортов текилы, крепость, как правило, 38 градусов; часто текилу подкрашивают карамелью чтобы придать более благородный темный цвет. Молодая текила нам не очень, а вот выдержаная весьма понравилась. Разные сорта отличаются друг от друга оттенками вкуса, но не принципиально. На фотке несколько видов.

В Мексике считается, что настоящие мачо пьют только молодую текилу, с запахом сивухи, а выдержанные сорта это так, для дам. Именно молодую текилу пьют ритуалом, с солью и лаймом, а выдержанную принято употреблять обычным образом, как виски.


О кухне. Мексиканская кухня нам очень понравилась. И не такая уж она и острая, в сравнении с индийской или тайской. Вот, например, molcajete (произносится, видимо, молкахете, мы тыкали в меню пальцем), очень популярное блюдо, есть во всех ресторанах.



Чарраско.



Рыбка по древнему ацтекскому рецепту.

Еще очень популярные мексиканские блюда - fajitas (фахитос), начос, такос. Фоток приводить не буду, чтобы излишне не возбуждать.


Любимое место отдыха мексиканцев - гамак, это фактически тоже предмет культа.



Стенд "Из разыскивает миллиция" в местном банке. Может они особенно насолили именно этому банку.



Мексиканцы - фанаты родной речи. Даже о смысле дорожных знаков приходится догадываться.



Еще об интересных знаках - видели вот такой, запрещающий собачкам отправлять естественные надобности. А про людей ничего не сказано.



А людям нельзя на велосипеде.



Занимательные указатели на писуаре в общественном туалете. Чтобы все, так сказать, по росту.



Марина Владимировна со скелетами. Скелетов и черепов в Мексике много.



В Мексике совсем иное отношение к смерти, нежели в Европе и у других народов. Один из самых радостных праздников здесь - день Мертвых (которых на самом деле два дня в начале ноября). Он уходит корнями еще к древним майя, которые считали смерть событием радостным и почетным. Считается, что в эти дни души усопших спускаются на землю, и они не должны грустить. Все веселятся, проводятся карнавалы, пирожное или торт в форме черепа - обычное дело. Да и вообще, в том или ином виде черепа и скелеты встречаются на каждом шагу.



Вот, к примеру, черепа в качестве декора.



Приехали в Вальядолид, небольшой по нашим меркам колониальный городок, основаный испанцами в XVI веке. Вальядолид есть и в Испании, причем в то время он был ее столицей. Население здешнего Вальядолида 50 тыс, тем не менее это третий по величине город на полуострове. Не можем сказать за всю Мексику, но на Юкатане народу вообще как-то мало. Едешь несколько десятков километров по безлюдной дороге не встретив ни единого населенного пункта или единственную крохотную деревушку.



Тихие сонные улицы, архитектура в типичном колониальном стиле.



В местном сквере скамейки интересной формы.



Католический собор Сан-Хервасио, XVI век.



Госпиталь XVI века, сейчас музей.



Последняя посещенная археологическая зона - Эк-Балам, что значит Черный Ягуар. Этот дяденька считается основателем города.



Въездная арка, вид сверху.



Самое большое сооружение, что мы видели в Мексике - гигантский Акрополь, комплекс дворцовых сооружений, его целиком и не сфоткаешь. Навесы из соломы современные, для защиты барельефов от дождя.



Высота больше чем в Коба, но лестница сохранилась гораздо лучше, поэтому подъем не так тяжел.



Везде пишут, что в Акрополе прекрасно сохранившаяся гипсовая лепнина. На наш непросвещенный взгляд - слишком хорошо, подозрительно похоже на новодел.



Помещения внутри выглядят чистенько, но скромненько.



С Акрополя открывается прекрасный вид.



Здесь тоже есть поле для игры в мяч.



Овальный дворец.



Вот он с другой стороны, на него тоже можно забраться.



Очень популярно в Мексики графити. Многие километры заборов исписаны.



Но картин на улицах продают мало. Зато сюжеты встречаются шокирующие



А этот художник расписывает птичьи перья.



Сувениры встречаются и довольно странные. Например сумка, сплетенная из фантиков от жевательной резинки.



В местном супермаркете видели чудо-машинку - подносишь к ней предмет, она говорит его название и цену; а если то или другое тебя не устраивает, бросаешь товар в корзинку. И народ активно пользуется, видимо местные продавцы, как и наши, жуликуют, указывая на ценнике заниженную цифру.



Еще из интересного в супермаркете продают кактусы для еды. Специально обученная тетенька перед продажей срезает с них иголки. В ресторанах часто подают жареные кактусы в качестве гарнира, не сказать, чтобы очень вкусно.



Рекламный щит местного парка развлечений Xcaret (произносится Шкарет; у мексиканцев странная фонетика, к примеру букву X они произносят как Ш, а букву J как Х). Ездили мы и в этот парк.



Xcaret объединяет в себе зоопарк, этнографичесий заповедник и ландшафтный парк. В общем, представлены разные характерные для Мексики фишки. На фотке - розовый фламинго. В природе оперение приобретает розоватый цвет из-за диеты - фламинго питаются особыми видами морских рачков, а здесь, говорят, их подкармливают красным перцем, и оперение не розовое, а аж красное.



Красавцы. Попугаи красные ара. Видимо, им здесь нравится, живут вне клеток и никуда не улетают.



Туканы. Этим, видимо, нравится меньше - сидят в вольере с мелкоячеистой сеткой.



Еще симпатичный попугай - краснолобый амазон.



Сурьезная птица. Кто таков я забыл, а табличку сфоткать не догадался.



Теоретически, в парке должны быть и обезьяны, но мы нашли лишь вот такое изваяние.



Опоссумы. К сожалению, у нас не было еды, а на пустую руку они ведутся, но быстро понимают обман.



Мексиканский бык. В Мексике, кстати, до сих пор весьма популярна коррида (больше, правда, на севере), в Испании то ее практически прикрыли.



Пума.



Кабан, он живой, только притомился.



Тапир вообще отказался вылезать из воды.



Енот-полоскун. На самом деле он не полоскает, а просто трет пищу между лапками перед употреблением.



Есть в Xcaret и пляжная зона.



Ламантины.



Дельфинье представление.



Сюр. Марина Владимировнв и свет в конце тоннеля. Это так называемый Дом Шепота, специально выстроенное здание причудливой формы с потрясающими акустическими эффектами - можно прошептать что-то в одном конце, и это будет прекрасно слышно в другом.



Этнография. Воссоздано типичное жилище майя.



Внутри выглядит непритязательно.



Здесь же представлено кое-что из их продуктов. Довольно много всякого-разного пришло к нам из Нового Света - картофель, помидоры, кукуруза, подсолнух, хлопок, каучук, кофе, какао, табак.





Интересно выглядит мексиканское кладбище, которое тоже представлено в парке. Это кладбище декоративное, здесь никто не захоронен, но, как говорят, настоящие мексиканские кладбища выглядят точно также.



Каждая могила - произведение искусства.





Программа включала в себя театрализованное представление каких-то майянских ритуалов. Музыка, пение, танцы. К сожалению, либрето не было, поэтому о происходящем на сцене приходилось лишь догадываться.







После окончания перфоманса артисты с удовольствием фотографируются с желающими.







И в заключение еще одно большое представление, уже в концертном зале, с антрактом, буфетом и современной сценографией. Либрето, правда, опять не дали, но уже было понятнее - живописались основные этапы истории Мексики, от майя до наших дней.







Показан был и пок-та-пок, игра в мяч.



Спасибо за внимание.


©szЗ6 Авторские права принадлежат, вестимо, автору